Эссе
«Методические находки» Сложную проблему надо решить учителю
русского языка и литературы национальной школы: научить детей грамотно говорить
и писать по-русски, а также овладеть
красотой и богатством русского слова,
полюбить и принять его наравне с тувинским языком. Считаю, что учителя русского и
тувинского языка должны работать в сотрудничестве, так как проблемы
преподавания обоих языков тесно взаимосвязаны. К.Д.Ушинский, говоря о значении
родного языка в становлении личности ребенка, подчеркивал его способность
вобрать дух народа, его культуру и всю внеязыковую действительность в ее историческом развитии:
«В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды
глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения,
следы прожитого горя и прожитой радости – словом весь след своей духовной
жизни. Язык есть самая живая, самая
обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения
народа в одно великое, историческое целое». [Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах. // Избр. пед. соч. Т 2. – М., 1974. – С.
147]. Язык при этом является средством
не только мышления, познания и общения, но и формирования этнической картины
мира как своеобразного способа видения и понимания окружающего мира. Это важно
понять и принять всем сердцем и душой филолога и учителя, работающего в
сельской школе. Совершенствование методов и приемов
работы путем внедрения новых технологий в учебный процесс привели меня к созданию
методической системы личного опыта. В
течение многих лет работаю в классах с русским языком обучения, а также в
классах национальной школы МБОУ СОШ №1 села Кызыл- Мажалык. Мои ученики-билингвы, они говорят на двух
языках, на русском и тувинском языках. Поэтому на уроках должен
присутствовать диалог культур русского и тувинского народов. Стало уже обычным сравнение пьесы Виктора Кѳк-оола «Хайыраан бот» при изучении
пьесы А.Островского «Гроза», тема сочинения «Екатерина и Кара – две героини,
две судьбы». А также сопоставление
«Повести о светлом мальчике» Степана Сарыг-оола с «Детством» М.Горького. При изучении темы «Образ огня в русской
и тувинской прозе» на примере произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина «История
одного города» и романа К.Э.Кудажы «Улуг-Хем неугомонный» можно провести урок
литературы со сравнительным анализом. При изучении поэзии стихотворения
Н.М.Рубцова «Журавли» сделать сопоставительный анализ со стихотворениями
тувинских поэтов. Ни один поэт России не обращался так часто к образу журавлей
в своих стихах и песнях, как Николай Михайлович Рубцов. Вот необыкновенное стихотворение «Журавли».
Оно датировано августом 1964 года, опубликовано в октябре 1965 года и затем
вошло в известную. книжку Рубцова «Звезда полей». Широко на Руси
предназначенный срок увяданья Возвещают они, как сказание древних
страниц, Все, что есть на душе, до конца выражает
рыданье И высокий полет этих древних
прославленных птиц. Стихотворение тувинского поэта
Александра Даржая «Журавли – парные птицы» Журавли… Во все века тувинцы В этих птиц не выпускали стрел – Чтили как богов. Считали люди – Нет священней птицы, Чем журавль! Интереснейшей темой курса русской литературы в
средних и старших классах является пейзажная лирика. Она является актуальной для проведения
сопоставительного анализа стихотворений одинаковой темы русских и тувинских поэтов. На уроке по изучению пейзажной лирики
Ф.И.Тютчева можно провести сопоставительный анализ стихотворений поэта с
произведениями С. Сарыг-оола, в чьих стихотворениях осень встречается очень
часто: «Золотая осень» (перевод Ф.Фоломина), «Хмурая осень» (перевод
Ю.Хазанова), «Осени» (перевод С.Козловой). Лирический герой стихотворения
«Осени» близок лирическому герою Тютчева. Так же, как и у Тютчева, небольшая
пейзажная зарисовка превращается в философское размышление о жизни: Прежде вечностью
назначенного часа не хочу я вместе с листьями
истлеть, красотой твоей дай сердцу
насыщаться, дай мне прелесть
твою вечную воспеть!
Тема весны в тувинской поэзии тесно связана с темой солнечного света.
Образ солнца часто встречается в стихотворениях Ю.Кюнзегеша. Например,
стихотворение «Май» звучит как настоящий гимн солнцу: Солнце! Солнце! Из
небесной дали Золотые нити
протянулись, Где же ты так долго
пропадало? Как же хорошо, что
ты вернулось!
Это стихотворение может прозвучать на уроке по изучению творчества
К.Бальмонта. «Я в этот мир пришёл,
чтоб видеть Солнце», - повторяет Бальмонт вещие слова Анаксагора. А сборник
«Только любовь» начинается «Гимном Солнцу». Предваряют его слова из
Достоевского: «Я всему молюсь». И действительно, первые стихи напоминают
молитву:
Жизни податель,
Светлый создатель, Солнце, тебя я пою! На уроках развития
речи применяю интерактивные методы, которые позволяют обеспечить высокий
уровень мыслительной деятельности, эмоциональный подъем. При этом используется
краеведческий материал: речные камешки с реки Хемчик, Ак, Алаш, сосновые шишки
с различных местечек родного края, песок с Хемчика и Байкала. Пишем сочинения
по темам: «Шепот речных камней реки Хемчик», «Рассказ сосновой шишечки о
прекрасном лете», «О чем шепчут камешки и волшебный песок с озера Байкал»,
«Волшебные камешки реки Хемчик». Таким образом,
на уроках русского языка и литературы есть возможность осуществлять
межкультурную коммуникацию. Учитель русского языка может помочь учащимся не
только овладеть знаниями в области русского языка и литературы, но и повысить
интеллектуальный багаж, формировать готовность изучать культуру другого народа. В методической науке стало правилом мысль о том, что
усвоение чужого языка осуществляются через взаимодействие родного и неродного
языков. Для этого нужен сопоставительный анализ. Когда мы говорим об
обучении русскому языку в условиях двуязычия, то исходим не только из специфики
содержания русского языка как предмета, но и из особенностей родного языка
обучающихся. Решение проблемы решается
через наблюдение за языковыми фактами, их сравнение, сопоставление, анализ, классификация
и выводы учащихся. Русский язык является надежным
хранилищем универсальной информации человечества, мощным средством
межнациональной коммуникации в многоязычном государстве. Через русский язык
открываются широкие возможности выхода народов нашей страны к достижениям
мировой цивилизации. Поэтому в современном образовании актуально и эффективно обучение
русскому языку и литературе в условиях билингвизма.
|