Суббота, 27.04.2024, 13:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Доржу Татьяны Хертековны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Форма входа
Рада всем!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2014 » Февраль » 5 » «Волшебство словесного пейзажа»
16:09
«Волшебство словесного пейзажа»

Методическая разработка по русской литературе

 по стихотворению  В. Д. Берестова  «Капля».

 

 

 Тема: Анализ лирического стихотворения  

«Волшебство словесного пейзажа»

 

Урок литературы. 5 класс

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель:

1.Проанализировать лирическое произведение В. Д. Берестова «Капля», раскрыть мастерство поэта в создании картин  пейзажа

2. Развивать аналитическое мышление, выразительное чтение лирического произведения, умение выделять главное, существенное, логически выражать свои мысли.

3.Воспитывать чувство восхищения к красоте природы через словесное описание, понять, осознать, почувствовать и попробовать постичь тайну стихотворения.

Оборудование: презентационный материал,  МРЗ-звуки дождя, капель, гром, раздаточный материал, фонограмма песни

 

 

Ход урока

 

I.                   Перед тем, как начать урок предложить послушать звуки природы: дождь, капли дождя, голоса птиц.

Скажите, что вы слышите, какие ассоциации возникают у вас при прослушивании, какие образы появляются.

II.                  Сегодня мы будем анализировать произведение В.Д.Берестова «Капля», перед этим слушали звуки природы, и мы услышали капли дождя, о которых и будем говорить на уроке.

III.             Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Волшебство словесного пейзажа».

IV.             Слово о писателе.

Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) Его жизнь, его книги вмещают множество эпох и литературных жанров. Стихи, проза, жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому что главный талант – любовь. Берестов принял любовь как дар соединять в своем творчестве жизни и миры разных людей. Необходимая книга для чтения - сборник «Первый листопад». Уникальность книги в том, что стихам принадлежат тонкие, изящные, акварели Т.И.Александровой – жены поэта.

Природа поэзии Берестова – образы познания мира любовью. Берестов – очень верная, поэтическая фамилия, излучающая теплый, солнечный свет и улыбку. Благодать. Чистота. Тишина.

 

V.                Беседа по рассказу.

Выразительное чтение стихотворения учителем

 

В. Д. Берестов «Капля».

Капля в паутинке – гамаке

На кусте иссохшего репья

Блещет и дрожит на ветерке,

Будто в ней вся ценность бытия.

 

То она алмаз, то аметист,

То она опал, то изумруд.

Пестрый дятел, цирковой артист,

К нам слетел и покачался тут.

 

И пока, застыв, как часовой,

Я слежу за ними не дыша,

Я – росинке свой и птице – свой,

И любовью полнится душа.

 

 

- Нравится ли вам это стихотворение?

- Понимаете ли вы содержание стихотворения?

- Разбираетесь ли вы в художественно-изобразительных средствах?

- Умеете ли вы анализировать стихотворение?

- А хотели бы научиться анализировать стихотворение?

 

VI.             Словарная работа:

 

Алмаз – прозрачный драгоценный камень;

 Аметист – драгоценный камень фиолетового  или голубовато –  

 фиолетового цвета;

Опал – молочно – белый стекловидный камень;

Изумруд - прозрачный драгоценный камень густого зеленого 

цвета.

VII. Анализ стихотворения:

 

 - Как же построено стихотворение?

Стихотворение «Капля» небольшое, имеет  3 строфы. В ней очень удачно подобраны рифмы: репья – бытия, аметист – артист, изумруд – тут; часовой – свой, дыша – душа.

Рифмы построены через строчку. Ударения в рифмах падают только на последние слоги.

 Стихотворение В. Д. Берестова «Капля» надо читать спокойно, мягко, бережно

 

- Каково содержание предложения?

 

В центре стихотворения находится образ капельки. Поэтому лирика- пейзажная.

Стихотворение В. Д. Берестова спокойное, наводящее на размышление о жизни. Автор глубоко осмысливает мир: изумительно с детской радостью и взрослой мудростью. Каждая росинка, пылинка-всё ему дорого, он любит их.  Дает возможность читателю полюбоваться описанной картиной.

Цветом передается настроение автора. А оно светлое, радостное, приподнятое, торжественное, одухотворенное.Это передается синим цветом. Так как вроде бы все в природе увядает, а капелька маленькая живет, блестит, переливается и вселяет жизнь  в других.

Это стихотворение вызвало настроение:

Светлое; радостное;

Теплое;

Немного грустное;

Задумчивое;

Спокойное.

Мое видение стихотворения:

 Дейcтвие   происходит в небольшом саду, где растут разные небольшие кустики. И на них раскачиваются паутинки, как будто гамаки. Показана картина осени, т.к. капля находится «на кусте иссохшего репья», кусты сохнут, листья начинают терять былую свежесть и красоту, только начинается листопад. По саду гуляет ветер, потому что капля «блещет и дрожит». Эта капля  блестит и переливается  разными красками: белой, голубой, зелёной.   И самое главное в этой картине, именно маленькая капелька, как будто только в ней на данный момент теплится жизнь. Поэтому автор , склоняясь над ней , стоит  очень тихо, чуть дыша, оберегая это чудо природы. Указание на местонахождение, паутинке – гамаке, подчеркивает ее хрупкость, недолговечность существования.  Ему дорога эта картина, он ею любуется, как будто боится что-то спугнуть.

«Секреты стиха» (изобразительные средства автора).

В стихотворении автор использует различные художественно-изобразительные средства, чтобы ярче раскрыть образ капельки,  свое настроение к происходящему:

1. Сравнение.

В. Д. Берестов к сравнениям прибегает для того, чтобы показать оттенки капельки, и переживания своего героя.

То она алмаз, то аметист,

То она опал, то изумруд.

Пестрый дятел, цирковой артист,

 К нам слетел и покачался тут.

Какими же красками блещет капля?

Алмаз – прозрачный драгоценный камень;

Аметист - драгоценный камень фиолетового  или голубовато –  

 фиолетового цвета;

Опал – молочно – белый стекловидный камень;

Изумруд - прозрачный драгоценный камень густого зеленого 

цвета.

Сравнение капли с камнями дает целую радугу цвета. Героя привлекает капля как некое разноцветное чудо.

 Привлекает еще одно сравнение:

 И пока, застыв, как часовой, я слежу за ними не дыша…».

Герой находится в особом положении, он как часовой, бережет встреченное им чудо, стоит, замерев, очень тихо, боится спугнуть каплю. Это сравнение еще раз подчеркивает трепетное отношение героя к природе,  к окружающему его миру .

 

2. Еще одно изобразительное средство – это олицетворение. Автор показывает каплю как живое существо.

 

Капля в паутинке – гамаке

На кусте иссохшего репья

Блещет и дрожит на ветерке…

 

Эти глаголы помогают показать уникальность образа. Осенью, когда листва отмирает, капля переливается оттенками, искрится. Она противопоставлена умирающей природе. Капля как  живая, она дарит надежду на будущее.

 

3. В стихотворении я заметила еще одно изобразительное средство звукопись .

В последней строфе встречаются звуки: (ш), (с), (ч). Это  говорит о том, что эти строчки надо читать очень тихо, почти шепотом, чтобы не спугнуть каплю. (ш – ш – ш! Тихо!)

 

Пословицы о капле – перевести на тувинский язык

Капля и железо пробивает (курд.).
Капля камень точит (рус., укр.).
Капля за каплей - образуется море (Авар., абх., англ., азерб., башк., кит., лак., латыш., монг., нем., осет., перс., рус.,
тадж., тур., фр.).
Морю и капля прибавка (бур., калм., мар., монг., тув., чув., якут.).
Из крошек - куча, из капель - море (фр.).
От одной капли море полнее не станет (нем., рус.).
Из капли море не сделаешь (болг., курд.).
На поверхности воды капли не видно (тадж.).
Где разлилось море, что делать капле? (азерб.).
Капля по капле и море можно осушить (англ., исп., нем., порт., рус., фр.).
По капле море не осушить (рус.).

 

Выводы:

Проанализировав стихотворение «Капля» В. Д. Берестова, я сделала следующие выводы:

Мне очень понравилось это стихотворение. 

Автор создал образ капли – как символ чистоты, надежды на лучшее. Этот образ вызывает переживания, и в этом его ценность.

Автор, чтобы лучше передать образ капельки, использовал изобразительные средства: сравнение, олицетворение, звукопись.

Интересно подобраны рифмы, поэтому стихотворение очень мелодичное.

И своим одноклассникам буду оказывать помощь при анализе  стихотворения.

 Домашнее задание: Стихотворение выучить наизусть», написать сочинение – миниатюру  «Рассказ о капле»  

 

Просмотров: 1653 | Добавил: dorzhu | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Ссылки