Суббота, 27.04.2024, 11:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Доржу Татьяны Хертековны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Форма входа
Рада всем!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2014 » Февраль » 8 » Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку
16:10
Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку

Программа элективного курса
«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Программа включает:

·         пояснительную записку;

·         содержание программы

·         технологию организации учебного процесса

·         формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки

·         требования к результатам освоения элективного курса;

·         список литературы

·         электронные приложения (тематическое планирование, критерии оценки сочинения-рассуждения, методические разработки уроков, дидактический материал, итоговые образцы сочинений

Пояснительная записка

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы

Цели элективного курса:

·         гуманитарное развитие учащихся

·         развитие творческих способностей личности

·         овладение учащимися свободной письменной речью

·         подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык

Задачи элективного курса:

·         помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ

·         овершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения

·         формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью

·         совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей

·         совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений

·         формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

·         работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения)

·         самостоятельная работа;

·         работа в группах, парах

·         индивидуальная работа

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности

Программа рассчитана на 18 часов и адресована учащимся 10-11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях

Содержание программы

Модуль 1. Теоретический аппарат курса.

1.      Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

2.      Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения

3.      Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлени

4.      Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста

5.      Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

6.      Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позици

7.      Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции

8.      Заключительная часть сочинения

Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

1.      Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стил

2.      Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стил

3.      Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стил

4.      Экспертная оценка творческих работ.

Методическая часть

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

·         понимать и интерпретировать содержание исходного текста

·         формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

·         определять позицию автора

·         высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт)

·         уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связн

·         анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

1.      текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)

2.      промежуточный (проводится в форме творческих работ)

3.      итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивани

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»)


Источник: www.saharina.ru

Просмотров: 647 | Добавил: dorzhu | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Ссылки