Программа элективного курса
«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по
русскому языку»
Программа включает:
·
пояснительную
записку;
·
содержание
программы
·
технологию
организации учебного процесса
·
формы промежуточного
и итогового контроля по освоению и критерии их оценки
·
требования к
результатам освоения элективного курса;
·
список
литературы
·
электронные
приложения (тематическое планирование, критерии оценки сочинения-рассуждения,
методические разработки уроков, дидактический материал, итоговые образцы
сочинений
Пояснительная записка
В современной школе, когда
приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали
обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует
логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта,
тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому
содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают
умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других
авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения
Работа над сочинением учит развивать
мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность
высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству,
позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в
написанном
Кем бы ни стали сегодняшние
школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а
по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и
грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно
без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие
личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому
языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение —
предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому
языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и
вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла
Таким образом, научить писать
сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из
актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому
культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в
будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа элективного
курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ
по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и
любому выпускнику школы
Цели элективного курса:
·
гуманитарное
развитие учащихся
·
развитие
творческих способностей личности
·
овладение
учащимися свободной письменной речью
·
подготовка
учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык
Задачи элективного курса:
·
помочь
учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ
·
овершенствовать
и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре
сочинения-рассуждения
·
формировать
и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью
·
совершенствовать
и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее
содержание текстов разных функциональных стилей
·
совершенствовать
и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное
восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и
явлений
·
формировать
и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст
Технология организации учебного процесса по
элективному курсу
Программа базируется на
учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов
выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы
предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего
ученика главной фигурой образовательного процесса
Цели обучения реализуются в ходе
активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с
учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и
практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с
элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике,
уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в
учебную деятельность:
·
работа под
руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
составление текстов типа рассуждения)
·
самостоятельная
работа;
·
работа в
группах, парах
·
индивидуальная
работа
Организация урока предусматривает
создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию
самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие
самостоятельности как черты личности
Программа рассчитана на 18 часов и
адресована учащимся 10-11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы
курса могут быть использованы на факультативных занятиях
Содержание программы
Модуль 1. Теоретический аппарат курса.
1. Введение. Задачи курса «Как работать
над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной
сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
2. Композиция сочинения-рассуждения.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения
3. Зачин. Роль вступления в
сочинении-рассуждении. Формы вступлени
4. Виды информации в тексте. Формулировка
основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста
5. Комментарий основной проблемы
текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
6. Авторская позиция. Способы выражения
авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской
позици
7. Логические приёмы мышления. Типы
аргументации в изложении собственной позиции
8. Заключительная часть сочинения
Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой
направленности.
1. Художественный стиль речи.
Сочинение-рассуждение по тексту художественного стил
2. Публицистический стиль речи.
Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стил
3. Научно-популярный стиль речи.
Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стил
4. Экспертная оценка творческих работ.
Методическая часть
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса
предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе
исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный
текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль,
формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с
учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения
данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
·
понимать и
интерпретировать содержание исходного текста
·
формулировать
проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
·
определять
позицию автора
·
высказывать
свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух
аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт)
·
уметь
излагать свои мысли грамотно, последовательно и связн
·
анализировать
творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их
оценки.
1. текущий (коэффициент успешности
выполнения заданий на каждом уроке)
2. промежуточный (проводится в форме
творческих работ)
3. итоговый (в конце курса) проводится
в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и
критериями оценивани
Критерий эффективности реализации
программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за
содержание сочинения - 14.
Особенность программы: ЭК
оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более
50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»)
Источник: www.saharina.ru
|