Суббота, 27.04.2024, 14:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Доржу Татьяны Хертековны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Форма входа
Рада всем!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2014 » Февраль » 19 » Белоснежная красота природы. Деепричастный оборот
16:14
Белоснежная красота природы. Деепричастный оборот
Источник: media.oprb.ru/files/%20урок1.docx

   Урок развития речи по русскому языку в 7 классе  на тему «Удивительное чудо  природы». Урок входит в систему уроков по теме «Деепричастие», разработан в соответствии с программой 7 класса – сочинение-описание с элементами рассуждения. Основная цель урока: использование деепричастий и деепричастных оборотов в речи. Данный вопрос является особенно актуальным в школах с  тувинским  обучения,  учащиеся с  трудом  усваивают данную грамматическую категорию. Для пробуждения интереса к изучению темы использованы произведения живописи, музыки, художественной литературы, устного народного творчества.  Использование ИКТ позволяет делать урок эмоциональным, наглядным, образным, позволяет интенсифицировать процесс обучения учащихся.   

План-конспект урока

Тема:   Белоснежная  красота природы.  Деепричастный оборот.

Цель: 1) развитие устной и письменной речи учащихся; обогащение словарного запаса учащихся;

          2) развитие метафорического мышления учащихся, развитие умения анализировать стихотворное произведение;

           3) формирование любви к искусству, природе,  прекрасному.

Оборудование: Учебник «Русский язык 7 класс», интерактивная доска, CD диск с фонограммой К. Сен-Санса «Лебедь», аудиокассета с фонограммой песни Е. Мартынова и А. Дементьева «Лебединая верность», тексты произведений, доска.

Ход:

I. Организационный момент.  Раздать рабочие тетради и тетради  творческих работ.

II. Ознакомить учащихся с целью урока.  Мы с вами поговорим о прекрасной птице – лебеде.  Итогом нашего урока станет написание сочинения-описания  «Лебедь», с использованием деепричастий и деепричастных оборотов.           Вступительное слово учителя:

 Лебеди с давних времен привлекают внимание человека, их изображают на полотнах, складывают о них легенды, песни, сказки, стихи, сочиняют музыку. О лебедях много народных и литературных сказок и легенд.

 Лебедь всегда считался птицей сказочной, мифической. Неудивительно, что у народов всего мира широко распространены сказки о девушках-лебедях, которые могут сбрасывать свое оперение.  Прекрасная царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане»   и посмотрите, какой ее увидел художник Михаил Врубель. 

 - Что роднит ее с лебедями?  (Грация, красота, белоснежные одежды.)

 Образ лебедя, лебедушки часто встречается в устном народном творчестве многих народов и ассоциируется с образом женщины.

 - Слово «лебедь» к какой части речи относится? Какого он рода?

Определите другие морфологические категории.

Запись в тетради. Лебедь – сущ., мужского рода, ед. числа, II скл.

                               Во мн. числе – лебеди, в род. падеже – лебедя, лебедей.  

Словарная работа.                Грация – изящество, красота  в движениях                                       Гармония – согласованность, стройность в сочетании   чего-нибудь                                                                                                          Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия                                                                              Миниатюра – художественное произведение малой форм                         Аметист – драгоценный камень фиолетового или голубоватого  цвета                      

          Красота этих птиц вдохновляла многих поэтов.  Послушайте ст.

 К. Бальмонта «Белый лебедь».  Ученик читает стихотворение.

Белый лебедь

Белый лебедь, лебедь чистый,

Сны твои всегда безмолвны,

Безмятежно-серебристый,

Ты скользишь, рождая волны.

         Под тобою – глубь немая,

         Без привета, без ответа,

         Но скользишь ты, утопая

         В бездне воздуха и света.

Над тобой зефир бездонный

С яркой Утренней Звездою.

Ты скользишь, преображенный

Отраженной красотою.

         Символ нежности бессмертной,

         Недосказанной, несмелой,

         Призрак женственно-прекрасный

         Лебедь чистый, лебедь белый.

 - Что восхищает поэта в лебеде? Как он рисует его красоту?  (Бальмонта восхищает красота лебедя, удвоенная отражением в воде, кажется серебристым, поражает чистотой, нежностью, грацией.)

 - Как показывает гармонию птицы с миром природы? (лебедь – часть этого мира, примеры из текста)

 - Посмотрите на фотографию, которую я назвала «Принц». Созвучна ли она стихотворению Бальмонта?  Чем?  (Лебедь на ней также прекрасен и так же слит с миром воды, воздуха и солнечных звезд, они создают атмосферу вокруг царственной птицы.)

Внимание и любовь к этим красивым птицам отразились не только в поэзии, но и в нашей повседневной речи.

 - Какие выражения, связанные с лебедями вам известны?  (лебединая чистота, лебединая верность, лебединая песня.) 

 - Вглядитесь в картину и скажите, почему  возникло выражение «лебединая чистота»?  (Лебедь такой белоснежный, в его оперении нет никаких других цветов. И это белое оперение, мягкий  нежный пух сделали его символом чистоты и благородства.  Вспомните ст. Бальмонта.)

         С таким же восхищением описывает лебедя и Н. Заболоцкий в ст. «Лебедь в зоопарке».  Ученик читает наизусть стихотворение.

                          Лебедь в зоопарке

         Сквозь летние сумерки парка       

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка -                                                                    Высокая лебедь плывет.                                                                                          Плывет белоснежное диво,

                   Животное, полное грез,

                   Колебля на лоне залива

         Лиловые тени берез.

Головка ее шелковиста,

И мантия снега белей,

И дивные два аметиста

Мерцают в глазницах у ней.

         И светлое льется сияние

         Над белым изгибом спины,

         И вся она, как изваяние

         Приподнятой к небу волны.

Скрежещут над парком трамваи,

Скрипит под машинами мост,

Истошно кричат попугаи,

Поджав перламутровый хвост

И звери сидят в отдаленье,

Приделаны к выступам нор,

И смотрят фигуры оленьи

                    На воду сквозь тонкий забор.

         И вся мировая столица,

         Весь город сверкающий наш

Над маленьким парком теснится,

Этаж громоздя на этаж,

И слышит, как в сказочном мире,

У самого края стены,

Крылатое диво на лире

Поет нам о счастье весны.                            

 - Какими эпитетами характеризует поэт птицу? Для начала вспомним, что такое эпитет. Слайд «Средства художественной выразительности». Работа по слайду.

Эпитеты запишите в тетрадь. ( Красавица, дева, дикарка, высокая лебедь, белоснежное диво, головка шелковиста, дивные, крылатое диво, светлое сияние.)

 - Какие метафоры помогают Заболоцкому передать красоту птицы?   (два аметиста – глаза, светлое сияние льется над спиной.)

 - Найдите сравнения. (Мантия снега белей, как изваяние приподнятой к небу волны) олицетворение – птица поет песни.

 - Как возникло выражение «Лебединая верность»?

Выражение «лебединая верность» связано с наблюдениями человека над жизнью лебедей. Лебедь обычно выбирает себе подругу на много лет, он охраняет свою подругу, вместе  с ней высаживает птенцов, а лишившись ее не заводит другой. Об этом сложил стихи поэт А. Дементьев, композитор Е. Мартынов положил на музыку. Послушайте песню «Лебединая верность». Включается аудиокассета.

  - Как возникло выражение «Лебединая песня»? 

Учитель.  Еще в древности существовала легенда о том, что умирающий лебедь  в минуту смерти взмывает вверх, к солнцу и небу, издает последний крик и, мертвый, низвергается вниз. И этот последний крик, последняя песня лебедя является самой лучшей из всех, что он пел до этого. Наверное, поэтому лебединой песней стали называть самое лучшее, самое значительное, последнее творение человека, которое он создает незадолго до смерти.  Об умирающем лебеде замечательную миниатюру сложил великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.  (Миниатюра читается на фоне музыки К. Сен-Санса «Лебедь».) Читает ученик.

«Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего все тело, словно в зимние холода.

         Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью. Его перья были также прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу.

         И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни.

         Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под чьей сенью любил, бывало, пережидать летний зной.

         Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур воды озера.

         В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение.  Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской.  Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, воде, земле…

          - Лебедь поет, - прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. – Это песня умирающего лебедя.

         Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца».

 - Светлая печаль или тягостное чувство остается после описания предсмертной песни лебедя? Почему?  (Хотя нам и грустно, потому что лебедь расстается с жизнью, но печаль наша светла, потому что ему удалось достойно прожить свою жизнь.)

 - Как помогает передать  настроение светлой печали музыка Сен-Санса, которая сопровождала чтение?  (Музыка нежнее и печальна, возвышенна и светла, от нее щемит сердце, и в то же время она дарит веру в добро и надежду на радость.)

 - О чем же поет лебедь?  Какие картины прожитой жизни встают перед ним? Это вам поможет представить репродукция картины А. Рылова «В голубом просторе» и фотографии. (Лебедь поет о прекрасно прожитой жизни …)

III. Домашнее задание. Внимательно рассмотрите фотографии лебедя. Попробуйте представить, что он видит в воде, наклонив голову? Что чувствует, вглядываясь в свое отражение? О чем размышляет? Напишите  деепричастия и деепричастные обороты.

Просмотров: 1276 | Добавил: dorzhu | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Ссылки